Ларьяк – Москва остяков

Продолжаем наш рассказ, приуроченный к 90-летию Нижневартовского района. Напомним, что первый очерк, посвященный истории становления района и написанный краеведом Мухаматом Ишбаевым, вышел неделю назад. Он раскрывает организационные моменты возникновения Нижневартовского (в то время Ларьякского) района, тогда как сегодняшний – дает панораму того, из чего была собрана новая административная единица. А это ни много ни мало почти 350 дворов, 3 тысячи оленей и даже 38 коров. Статисты того времени посчитали все до копейки, благодаря чему мы сегодня можем узнать все подробности истории вплоть до мельчайших деталей.


Село Ларьяк было основано в 1760 году. Таким образом, более двух с половиной веков Ларьяк является административным центром для населения, обитающего издревле на реках Вах, Сабун, Таз и их притоках. Территория района, по данным 1929 года, составляла 720 тысяч квадратных верст. В некоторых местах русские никогда не были. Вот как описывает положение Ларьяка географ В.Н.Скалон:

«Село Ларьяк – главный форпост советской культуры на Вахе. Здесь сельсовет, фактория, интегральный кооператив, школа, больница. А дальше за стеной красивого бора – болота, перелески, болота на сотни верст, пустынные, унылые, не охваченные даже картой, где далеко не всегда была нога русского человека».

Ларьяк. Пароход у села. Фото Г.М.Дмитриева-Садовникова,1913 год.

В Ларьяке дважды в году проходили «ярмыньки», во время которых охотники, в обмен на пушнину, закупали провиант, боеприпасы и другие товары. В 1931 году в Ларьяк из Томска приехал Д.Н.Назаров для обследования рыбопромыслового значения озер. Он дает лестную характеристику снабжению Ларьяка. «На Вахе, центре промыслово-пушного района туземного остяцкого населения местные торговые организации снабжены всем необходимым часто гораздо лучше других городов, а в Ларьяке – Москве остяков – нет только птичьего молока…», - пишет он в докладе.

Женщина ханты. Ларьяк. Фото У.Т.Срелиуса, 1899 год.

Точных статистических данных о хозяйственном состоянии района в самом начале его административного устройства не было. Первые данные находим в материалах обследования района 1930 года. Всего по району 4 туземных совета. В них 348 хозяйств, 1737 жителей, 246 лошадей, 38 коров, 3317 оленей, 20 овец, 438 собак. В 1929/30 году заготовки составили 237’058 рублей 43 копейки.

Сибирская Советская Энциклопедия 1931 года приводит такие данные. Туземных советов 7, жителей 2048, из них остяков 1788. Сухопутных дорог в районе нет, сообщение производится на обласах, лодках и катерах. Остяцкое население ведет полуоседлый образ жизни, сельским хозяйством не занимаются. Основным занятием является охотничий промысел, дающий 95% всей товарности района. Оленей 3669, лошадей 193, коров 45 и собак 480. Торговая сеть из 10 пунктов, школ 5, изба-читальня 1, один врачебный пункт.

На этих огромных просторах предстояло построить новую систему местного самоуправления. Власть, в виде сельских советов, для населения была не нова. Например, в ноябре 1922 году в Ларьякской волости состоялись перевыборы в Ларьякский, Куль-Еганский, Сабунский, Охтеурский сельский советы. Эти сельские советы были образованы по территориальному принципу, без учета родового состава ваховских хантов. В дальнейшем такую систему упразднили и к 1925 году был только один Ларьякский сельский совет. Ему подчинялась вся огромная территория на Вахе.

Поселение на Вахе. Фото У.Т.Сирелиуса,1899 год.

Родовые советы в 1928 году были вновь возрождены. В работе 1 Ваховского съезда, читаем в протоколе, участвовали делегаты Прасинского, Каминского, Сигильетовского и Натускинского родовых советов. Но тогда почему 21 мая, накануне съезда, Ларьякская ячейка ВКП(б) рассматривает кандидатуры в Прасинский и Каминский родовые советы?

Ситуация с выдвижением кандидатов в эти два совета проясняется после изучения протокола следующего собрания. Оно проходило уже накануне съезда – 8 июня 1928 года. Из доклада представителей Комитета Севера Уженцева и Красильникова выясняется следующее. Уженцев был командирован в Ларьяк для организации делопроизводства будущего РИКа и проведения выборов в родовые советы. Прибыл он в Ларьяк перед Пасхой (в 1928 году пасха прошла в первой половине апреля). Делами не занимался – был праздник. Местный сельсовет и партийную ячейку в известность о цели приезда не поставил, организационные мероприятия не провел. В итоге время было упущено – началась распутица. Выборы в Прасинский и Каминский советы были сорваны.

Отчасти, ситуацию Уженцев объясняет отсутствием финансов и инструкций. Действительно, выяснилось, что поездка в юрты Корольки не состоялась из-за отсутствия денег. Отказалась финансировать поездки и торговая организация Сибкрайгосторга. Решение собрания: «Срыв выборов относится лишь только по вине Уженцева». Выборы родового совета успели провести в Сигильетовском, Натускинском сельсоветах, благодаря инициативе и расторопности ларьякских коммунистов Булыгина и Першина.

Круглая печать Натускинского родового совета. Подпись председателя И.И.Соромина.

В срыве выборов виноват не один Уженцев. Время было выбрано не подходящее. В апреле трудно собрать население отдаленных юрт в Ларьяк. Организационные мероприятия не были обеспечены финансами, так по этой причине не состоялись поездки в дальние юрты. Но одна из главных причин – спешка. Спешка окружной власти объясняется необходимостью наверстать упущенное время с реализацией постановления Томского окружного исполкома об организации 4-х родовых советов и туземного райисполкома в бассейне реки Вах. И потому ячейка примет решение: «Немедленно провести в момент ярмарки в с.Ларьяке выборные собрания Прасинского и Каминского сельсоветов».

О выборах в Прасинский и Каминский советы материалы не обнаружены. По протоколу в работе съезда участвовали делегаты 4-х родовых советов, следовательно, выборы все же были проведены до начала съезда. Вот такая спешная организационная работа предшествовала первому съезду на Вахе.

Супружеская пара. Вах. Фото У.Т.Сирелиуса,1899 год. 

У делегатов много вопросов возникло по территории Каминского совета.  От его организации отказались. Вместо него решили образовать Корликовский совет. Но население по р.Сабун и его притокам Синтиг-Еган, Ерган-Еган, Керли-ех-Пугол, Лух-Чен-Еган не пожелали входить в Корликовский совет. Их присоединили к Прасинскому. Название нового совета Корликовский. Такого названия юрт не было, была юрта Корольки Пугол (юрты Корольские, Корельки), в которых жили представители рода Камины, Прасины, Каткалевы. Наименование Корлики взято, скорее, как производное от Корельки. В переводе с хантыйского, означающего река с крутыми поворотами.

В итоге съезд утвердил 4 родовых совета с резиденциями:

Прасинский родовой совет – с.Ларьяк;

Сигильетовский родовой совет – юрты Охтеурье;

Натускинский родовой совет – юрты Соромины;

Корликовский родовой совет – юрты Корлики.

Первые председатели родовых советов:

Прасинский – Сигильетов Василий Федорович;

Сигильетовский – Натускин Федот Семенович;

Натускинский – Соромин Иван Иванович;

Корликовский – Катхалев В.В.; Мукульчин Василий.