История России в геральдике: от древности до нынешних дней

12.09.2017

В Югре продолжается общественное обсуждение проекта будущего герба округа. Своим мнением делятся известные югорские ученые, просветители и знатоки истории.

Цикл лекций на страницах портала «Открытый регион – Югра» открывает историк Дмитрий Филипчук. Первая тема разговора - «Происхождение российского герба, российской символики, геральдики».

Часть1.

Тема любопытна сама по себе, интересно узнать, откуда что пошло. С другой стороны, в нашем округе наметилась тенденция обсуждать местный герб. А чтобы обсуждать местный герб, нужно понимать историю. Сейчас обсуждается судьба нового герба нашего округа, запущен просветительский проект «Многовековая Югра», который предусматривает огромное количество мероприятий, направленных на то, чтобы больше населения нашего округа познакомилось с историческим прошлым нашего государства, округа, Югры, которое на протяжении вот уже девяти столетий, где-то косвенно, а с XVI века прямо вошло в сферу влияния русского государства и постепенно стало неотъемлемой частью нашего государства.

Мы хотим познакомить население с людьми, которые населяли и населяют территорию нашего округа, с традициями и культурным наследием народов Югры. То есть, проложить своеобразный мостик от исторического прошлого к нашему богатому на события настоящему.

«Символика – это язык, позволяющий понимать прошлое. Изображение порождает сотни ассоциаций». И ведь на самом деле, у каждого человека складывается к тому или иному символу свое отношение. Мы по-разному смотрим на предметы, которые нас окружают. Несмотря на технический прогресс, несмотря на то, что человечество далеко ушло от своих далеких предков в познании окружающего их мира, все-таки, этот символизм бытия, эта смысловая нагрузка предметов, которые нас окружают, она до сих пор остается.

Мы знаем, что многие символы, которые используются в современном мире, были известны, но носили совершенно другую смысловую нагрузку еще тысячи лет назад.

Простой пример того, как символы меняются со временем, и как символы определяют и характеризуют изменения в мировоззрении человека.

Возьмем две монеты современной России. Два рубля и пять рублей. Только одна монета - 1997 года выпуска, а другая - 2016 года. Герб, который был отчеканен на монетах 90-х годов: короны нет, крылья поджатые. А вот герб 2016 года близок к тому, который есть на современном российском гербе. Но, если внимательно посмотреть, то это герб больше похожий на дореволюционный. Герб, который чеканился на монетах царской России. Что это? Осознание того, что необходимо чеканку монет, изображение на монетах, привести в соответствие с геральдическими нормами? Или же в монете 2016 года это изменение положения России в мире, изменение мировоззрения? Расправленные крылья, показывают, что государство на подъеме, государство заявляет о себе как о субъекте мировых отношений, и способно самостоятельно решать самые великие задачи. Это показатель, что символика и смысловая нагрузка символики меняются.

История русской геральдики - это отражение многовековой истории становления Российского государства от Владимира Святого, крестителя Руси, человека, который по сути дела одним из первых задал вектор развития русского государства в том направлении, в котором мы движемся на протяжении уже больше чем тысячелетие. Государственная символика прошла путь от двузуба Святослава и трезубца Владимира до двуглавого орла современной России. За столетия своего применения, геральдические знаки, символы, наполнялись новым смыслом, теряя порой изначальное значение.

Часть 2.

Сейчас в СМИ много говорят о ситуации на Украине. Трезубец этой страны стал символом украинского национализма. А ведь на самом деле, трезубец, который представлен на гербе суверенного государства, берет свое начало от трезубца Владимира Святого. На монетах Киевской Руси периода Владимира, можно было увидеть трезубец.

 

Великий Киевский князь, который крестился сам в Херсонесе, который в 988 году крестил Русь "огнем и мечом", как пишет летопись, который оставил после себя самый первый гербовый знак. Это знак в виде трезубца. Князья Святополк, Изяслав, Ярослав, Мстислав, Всеволод, Святослав, и в последствии, вплоть до монголо-татарского ига, многие князья использовали стилизованное изображение трезубца. Затем оно у них трансформировалось в другие изображения. Исторически доказано, что трезубец является первым гербовым символом русского государства, которое в XIX веке историки нарекли Киевской Русью.

Или, например, звезда. Для кого-то это религиозный символ. Есть мнения, что это знак оккультных наук. Для кого-то, особенно на Западе, звезда вообще стала символом коммунизма.

Ну, и самый ненавистный для всех людей символ – это свастика. Но давайте подумаем, кто сделал свастику символом ненависти? Это сделали люди, которые в какой-то момент времени, выработали человеконенавистническую теорию подчинения одного народа другому народу, превосходство одной расы над другой. А изначально свастика была символом вечности, символом солнцеворота.

Обратите внимание, как изображалась свастика, и какое значение она имела у восточных славян, у русского, белорусского, украинского народов. В период язычества, это изображение являло собой символ мира, вечности, продвижения вперед. И лишь в XX веке, свастика для большинства из нас начала ассоциироваться с темными сторонами германского фашизма.

1917 год. Рухнула Российская Империя, к власти пришло Временное правительство. За несколько месяцев оно смогло выпустить свои денежные знаки. На государственном кредитном билете в тысячу рублей, отчетливо видится свастика.

Вообще, государственная символика несет в себе не только изобразительный смысл, а, прежде всего, она должна передавать в себе информацию о государстве, передавать информацию о том, как представители того или иного государства видят свое прошлое, как живут и как смотрят в будущее.

Часть 3.

Перед нами карта государства, которое подарило миру двуглавого орла. XIII век до нашей эры, период рассвета Хеттского государства. Территория малой Азии, территория, на которой сейчас располагается Турецкая республика. Когда-то, после разгрома сирийцами Хеттского государства здесь были владения римлян, возникла Восточная Римская Империя с центром в Константинополе, которая положила начало блистательному периоду Византийской Империи, а уже от Византии символ двуглавого орла перешел в Россию.

Можно по-разному относиться к подобного рода мнениям, но факт остается фактом. Доказано исторически, что Хеттское государство по своему языку населения хеттов, по своей культуре было очень близко к славянам. И вот, традиция хетто-славянского соприкосновения, хетто-славянского культурного единства. Она через Римскую Империю, через Византию, перешла в русские земли, что в последствии уже в XV веке стало причиной того, что двуглавый орел стал символом Московского, а затем русского государства.

Описание хеттского двуглавого орла дано в арабских источниках.

Часть 4.

Всем известно изображение Георгия Победоносца, поражающего змея. На Руси оно появилось в XIII-XIV веках. Постепенно Георгий Победоносец стал одним из самых почитаемых русских святых, который стал символом неминуемой победы христианства над нечистью. В XIV веке окончательное изображение Георгия Победоносца получает законную силу, распространяется и используется в чеканке мелких монет на территории Русского государства.

Конец XV века, четырехсотые годы. Период, когда русское государство возмужало до такой степени, что свергло ненавистное монгольское иго. У власти стоит великий князь Московский Иван III. Именно благодаря браку Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог в качестве законного герба, символа самостоятельного русского государства, принимается двуглавый орел, пришедший к нам из Византии.

То есть Софья, это изображение династического двуглавого византийского орла привезла с собой в Москву. Именно этот орел стал в виде герба молодого, но набирающего силу русского государства. Герб, привезенный Софьей Палеолог, несколько видоизменился. Теперь мы видим в какой-то степени не орла, а орленка. Это показатель того, что государство проходит процесс становления, государство пока еще не наделено полной силой, мощью, которая необходима, чтобы во весь голос заявлять о себе.

На головах этого орла византийские короны, орел с зажатым клювом и без языка. Вообще надо сказать, что в традиции геральдики того времени даже такие мелочи как наличие языка, когтей очень хорошо отслеживались и несло в себе огромную смысловую нагрузку. Если, например, орел изображался с раскрытым клювом и высунутым языком, считалось что государство, обладающее таким гербом, заявляет о себе, оно ведет активную политику, оно заявляет о себе во весь голос и к этому голосу прислушиваются. Кстати, и византийский герб изображен без языка и с чуть-чуть приоткрытым клювом. Если вспомнить историю Византии, историю падения этого мощного государства, то, как раз конец XV века - это падение Византийской Империи под ударами молодого турецкого государства. Византия потеряла свой суверенитет, потеряла возможность заявлять о себе, потеряла авторитет среди окружающих стран. В какой-то степени все это мы можем прочитать по гербу, если знаем толкование того, или иного символа.

Подобное мы видим на гербе Ивана III.

Часть 5.

На протяжении XV, XVI, и XVII веков орел принимал разные очертания, связано это было и с тем, что Иван IV, известный под именем Ивана Грозного, расширил границы своего государства. В первой половине XVII века была Cмута на территории русского государства, когда власть менялась, и на престоле присутствовали и лжецари, и даже была угроза порабощения иноземными захватчиками, когда московские бояре пошли на национальную измену и пригласили польского королевича Владислава. И только лишь при воцарении Петра I начинает уделяться гербу русского государства пристальное внимание, которое должно привести этот герб в соответствие с геральдическими законами.

На Западе изображение гербов, толкование, описание, как наука геральдика сформировалась к XII веку. Европейцы очень щепетильно относились к изображению, которое наносилось на рыцарский щит, относились внимательно к тому, как истолковывать тот или иной символ. Причем короли, зачастую первой иерархии католической церкви, могли или наградить рыцаря личным изображением на его родовом гербе, распорядиться, чтобы за его усердие, за отвагу, за доблесть, за служение вере, рыцарь получил новый герб, который бы передавался из поколения в поколение. Это означало его родовитость, заслуги перед королем, перед Папой Римским, перед государством в целом, перед христианской церковью. Также рыцарь мог лишиться в одночасье или герба в целом, или же какого-то элемента.

Например, французская летопись XIII века рассказывает такой эпизод. Рыцарь Жан Диавен оскорбил свою мать, и французский король Людовик IX Святой повелел, чтобы на его гербе лев был лишен языка и когтей. Языка, чтобы не говорил лишнего, потому что он оскорбил мать. Рыцарь, который верой и правдой служил королю, служил вере христовой, который участвовал в многочисленных походах против неверных, лишился символа. Рыцарь, лишенный герба, позорил не только себя, но и заслуживал позор, который мог передаваться из поколения в поколение.

Часть 6.

Петр I решает систематизировать положение вещей, описание гербов, прежде всего российского герба. Именно при Петре I, в России, создаются первые гербы городов, создается табель о рангах, который предусматривал систему наград. Если раньше главной наградой была земля, то теперь не только земля, но и знаки отличия по западноевропейскому образцу. В 1699 году издается Указ об учреждении первого русского ордена, самой высшей награды Российского государства, тогда еще царства русского, а в последствии Российской Империи – орден Андрея Первозванного. Награда дошла до нашего времени, получив второе рождение в современной России.

Изображение орла, которое было придумано лично Петром I, существует по сей день.

В XVIII веке, шедшая «чехарда» императоров, оказала влияние и на прорисовку деталей российского герба. Если в эпоху Петра III на крыльях двуглавого орла присутствуют гербы царств, которые входили в состав русского государства, то Павел I, в 1799 году, в качестве альтернативы, распорядился использовать герб на груди двуглавого орла в виде мальтийского креста. В 1799 году Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена. Нонсенс, но православный император стал главой католического монашеского ордена. Для того периода характерны ненависть ко всему русскому и преклонение перед всем немецким. Вплоть до попрания традиций русской геральдики.

В 1801 году пришедший на престол Александр I вносит свои коррективы в изображение императорского державного орла. На смену скипетру и державе появляются совершенно немыслимые доселе элементы. Если на протяжении почти всего XVIII века изображение российского герба, изображение двуглавого орла шло по канонам прусским, по канонам немецким, по канонам голландским, то Александр I, который в душе был поклонником всего французского, поклонником просвещения, он перенял очень многое от французов.

По традициям французской геральдики, правая голова была у орла задрана вверх, левая находилась либо в спокойном состоянии, или на некоторых изображениях даже была опущена. В руках оливковый венок, Перуновы стрелы и связка, символизирующая единство целей.

Часть 7.

В середине XIX века, пришедший на престол царь Александр II, принимает попытку новой реформации и нового реформирования державного орла. Впервые в России появляется родовой герб его императорского величества, который включал в себя изображение гербов тех территорий, которые входили в состав Российского государства, основных царств и родовой герб дома Романовых (черный грифон на золотом фоне). Помимо своих реформ в геральдике, Александр II успел сделать то, что в России появляется большой, средний и малый гербы Российской Империи.

Малый государственный герб Российской Империи, который представлял собой изображение черного орла, на груди изображен Георгий Победоносец, в том виде, в котором он изображен на гербе Москвы. Причем, Георгий Победоносец был повернут от нас справа, а если по геральдическим законам, то влево. Начиная с Александра II, и до конца истории Российской Империи, было такое изображение. Сейчас на нынешних изображениях Георгия Победоносца оно направлено в другую сторону.

Большой государственный герб представлял собой полное описание, полную информацию о российском государстве. Здесь мы видим по кругу гербы территорий, входящий в состав русского государства, не просто тех царств, которые были завоеваны: Астраханское царство, Сибирское ханство, но и другие территории. Имперский герб – черный орел на желтом фоне и геральдические фигуры святых – архангел Гавриил, архангел Михаил. В этом виде геральдическая система российского государства просуществовала до 1917.

Когда в феврале семнадцатого года произошел переворот, на смену царской власти многовековой монархии пришло Временное Правительство, когда на протяжении почти полугода (до 2 сентября 1917 года) было непонятно, какой строй в Росси, было не ясно что изображать. 2 сентября было объявлено что Россия все-таки республика, герб теперь изображался без скипетра, без державы, без корон. То есть, в том виде, в котором он появился спустя несколько десятилетий уже в 92-93-х годах на монетах первого чекана новой России и который просуществовал до 2016 года.

(продолжение следует)

Местоположение: 
Ханты-Мансийск

Комментарии