История флота на Оби. Начало

24.08.2017

Из летописей известно, что уже с 12 века купцы и воины Великого Новгорода через бассейн Северной Двины, поморье и левые притоки Оби проникали на эту могучую реку за пушниной, выменивая её у северных народов.

Взгляните на карту Сибири. Изображения главных её рек – Оби, Енисея, Лены – удивительно напоминают деревья, упавшие вершинами на юг, а комлями – на север. (У историка Петра Словцова найдёте: «воображая системы водные в виде дерев огромных многоветвистых…»). Казалось бы эти реки лежали поперёк пути тех, кто пробирался на восток. Но это верно лишь для главных русел рек, особенно в северных широтах. А вот притоки – ветки речных «деревьев» зачастую текут попутно идущим на восток и обратно, к тому же практически переплетаясь «кронами». Словом, если нетрудно представить, как белка перепрыгивает по веткам с одного дерева на другое, точно так же легко представить и то, как первооткрыватели Сибири, двигаясь на ладьях и стругах, могли «перетечь» из одного речного бассейна в другой – более восточный.

Из летописей известно, что уже с 12 века купцы и воины Великого Новгорода через бассейн Северной Двины, поморье и левые притоки Оби проникали на эту реку за пушниной, выменивая её у северных народов. В 1384 году вооружённый отряд новгородцев сплавился на Обь через её левый приток Сосьву и, разделившись, «одни воеваша по Оби реке», а другие – «на верху Оби воеваша».

Не отставали от новгородцев и великие московские князья, дважды направлявшие в 15 веке свои войска к вогулам и остякам и облагавшие их меховой данью.

Великий князь «всея Руси» Иван III с 1488 года присовокупил к своему титулу звание «Югорского».

                         Великий князь Иван III. "Югорский".

 

А первый русский царь Иван Грозный с 1562 года именовался ещё и «всея Сибирские земли повелителем».

В 1580 году Грозному доложили, что английские мореплаватели Артур Пэт и Чарльз Джекман на двух кораблях намерены направиться к устью Оби на зимовку, а затем попытаться открыть путь в Китай вдоль морского побережья. Этим сообщением Иван Грозный был сильно разгневан и в письме к английской королеве Елизавете резко отверг английский проект, дав понять, что Обь сугубо русская река и самовольное плавание по ней недопустимо.

                                                                                                     Иван Грозный.

Интересно отметить, что это первое столкновение английских и русских интересов в освоении Северного морского пути и судоходства по Оби и Енисею, будет иметь продолжение и три века спустя. Освоению и окончательному закреплению Обских путей за Россией способствовали знаменитые походы казачьей дружины Ермака и другие военные экспедиции. Бассейн Иртыша и Оби стал важнейшим транспортным звеном в продвижении русских на восток и торговли со Средней Азией.

                                                                                   На изображении: Сибирский поход Ермака.

 

В 17 веке сложились три основных водных маршрута с использованием волоков из европейской части России в Обской бассейн.

Самый северный путь шёл вверх по Печоре и её притокам Уса, Елец и Собь, затем волоком в Обскую Собь – к Берёзовскому острогу и городку Обдорск (с 1933 года Салехард).

Второй путь шёл от Соликамска по Вишере, Лозьве и Тавде до Тобольска, а третий – по Иртышу в Обь и её верховья.

В те годы способы передвижения по рекам плавсредств были разнообразны – вёсла, шесты, конная и людская бечева, а при попутном ветре – парус. Весьма разнообразились и сами судёнышки – плоскодонные дощаники длиною 20 и более метров, шитики, шнявы, струги. На ладьях и барках ходили «служилые» – приказные, сборщики подати, стрельцы.

                                                                                                                                                       Ладья.

В низовья Оби обычно сплавлялись на баркасах грузоподъёмностью до 5-7 тысяч пудов и плотах в 25-30 бревен, нёсших 500-600 пудов груза. Весь этот маломерный деревянный флот нещадно трепали и выводили из строя волны, льды и перекаты, что требовало их постоянного воспроизводства. Хватские люди, среди которых было немало вятичей, известных своими плотницкими талантами, работали, что называется, не покладая рук. В сложившихся к концу 17 века центрах судостроения – Верхотурье, затем Туринске и Тюмени ежегодно спускалось на воду до ста и более дощаников и ладей. Наиболее крупные дощаники для Севера изготовлялись в Тобольске. Самостоятельный судовой промысел процветал и в Томске. Так, тамошний плотник Пётр Терентьев летом 1657 года продал купцам пять судов. Торговал судами и Пётр Городел со товарищи. Кроме того, к судовому делу привлекались горожане и селяне на основании обязательной повинности – как на постройке судов, так и их проводке с последующей обработкой грузов. Особенно интенсивными были перевозки товаров по Оби – с промыслового Севера везли рыбу, тюлений и рыбий жир, пушнину; с юга – хлеб, соль, пряности и предметы домашнего обихода.

Таковым – довольно примитивным – было судоходство на Оби вплоть до 19 века. Виною тому был, в частности, и административный фактор. Так один из правительственных органов с мудрёным названием «Комитет, учреждённый для начертания общего плана сухопутных и водяных сообщений империи» официально утверждал, что в Сибири, сухопутное сообщение более соответствуют её торговому движению нежели водяные пути. Глупость подобного мнения очевидна, но за ним скрывались другие местнические соображения, о которых проговорился недалёкий генерал-губернатор Западной Сибири Пётр Горчаков.

                                Князь Пётр Горчаков, губернатор Западной Сибири.

Когда один из первых пароходостроителей Мясников попытался наладить кораблестроение в Обь-Иртышском бассейне, сей государственный муж заявил, что это «зловредная затея» подорвёт «извозный промысел, от которого местные жители зарабатывают 1,5 млн. рублей в год, благодаря чему исправно платят подати». И всё же, несмотря на подобные препоны, жизнь и всё возрастающие грузопотоки в освоении сибирских просторов требовали и брали своё.

 

Продолжение следует.

Местоположение: 
Югра, Западная Сибирь

Комментарии