«Держимся на земле, уходим корнями в историю…»

13.09.2017
ГЕРАЛЬДИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

В Югре продолжаются общественные обсуждения проекта нового герба округа. Тема оказалась настолько интересной, что дискуссии вышли за рамки одной темы и затронули разные аспекты геральдической науки. В адрес портала «Открытый регион – Югра» поступают вопросы, на которые мы попросили ответить членов рабочей группы просветительского проекта. Разобраться в тонкостях геральдики поможет историк Дмитрий Филипчук.


- Вопрос относительно расположения направления голов орла на гербе. Когда я училась в школе, нам объясняли это так, что головы направлены на Восток и на Запад, якобы он наблюдает, охраняет территорию. Но, существует версия, что герб пришел из Византийской Империи. Соответственно, у них было такое же толкование?

Мария Соколова, Ханты-Мансийск.

Дмитрий Филипчук:

- Дело в том, что Византийская империя возникла в результате распада когда-то могущественной Римской Империи на Западную и Восточную. И, если Западная империя с центром в Риме в V веке нашей эры, «приказала долго жить», то Византия просуществовала еще тысячу лет, была огромный государством, оказавшим влияние на соседние народы, в том числе и на восточно-славянские. Двуглавый орел, начиная с византийской истории, своими головами направлен на Запад и на Восток. Если в Византии это толкование шло как единство все-таки Римской Империи, но никто из византийских императоров, честно говоря, не старался уж до такой степени обособиться от Западной Римской Империи, все-таки они ощущали себя частью Рима. И только лишь когда в V веке нашей эры Рим пал под ударами варваров германских племен, то, Византия осталась один на один с теми проблемами, которые существовали, и справлялась на протяжении десяти столетий достаточно успешно, пока новая угроза не пришла с Востока. Если говорить о головах российского орла, тут сам Бог велел истолковывать именно так, что смотрим на Запад, смотрим на Восток, а сердце то у нас одно, в Москве. Объединяем и западные, и восточные земли, являемся гарантом православия, христианства. Мне запомнилось высказывание о роли России как гаранта христианства и православия святителя Николая Сербского. Был такой святитель в Сербии и Югославии в середине XX века. Николай Сербский сказал следующее: «Пока вы возводили крепостные стены своих городов, строили замки, основывали университеты, мы, которых вы называете своими рабами, на востоке оберегали вас от орд кочевников, которые в одночасье могли смести все ваши города, все ваши университеты». Поэтому я говорю, что направленность на Запад и Восток - это единство мира и мировоззрения.


- Вопрос о гербе, который пришел из Византии. Там на головах орлов семь наконечников. Почему семь?

Илья Корзачев, Нижневартовск

Дмитрий Филипчук:

- В алтаре у нас стоят семисвечники. Это христианский символ. Семь – это сакральное число. Христианство многое взяло у иудаизма. В Византии, и в последствие в других европейских государствах, число семь, будь то количество лепестков на короне, будь то изображение семисвечника, тоже присутствовало. То есть, это тот самый момент, когда из иудаизма, при становлении христианства, что-то было взято, и в последствии, получило уже свое истолкование.


- Какой смысл вкладывали фашисты в используемую ими свастику? У них так же было изображение орла. Что оно означало?

Григорий Шилов, Сургут.

Дмитрий Филипчук:

- Начнем с того, что орел в Третьем рейхе имел только одну голову и широко распластанные крылья. Тот орел, который был на мундирах и чаще всего использовался, истолковывался как господство арийской нации над всем миром. Орел – вольная, мощная птица, которая способна подчинять себе других и которая сможет за себя постоять. Те качества, которыми хотел обладать человек, он вкладывал в то существо, которое он изображал. А свастика-коловрат – бесконечность бытия. Не будем забывать о том, что нацисты проводили оккультные исследования на Тибете, создавали целые экспедиции, активно сотрудничали с Рерихом, сотрудничали с Еленой Блаватской, которые жили на Тибете. Я не говорю, что Рерих и Блаватская были пособниками нацизма, но нацисты обращались к ним за консультацией. Главной задачей в этом направлении у гитлеровцев было создание новой религии, которая бы подчинила всех и вся.


- Вопрос про герб Югры. Чем он не устраивает геральдическое сообщество?

Наталья Дель, Ханты-Мансийск.

Дмитрий Филипчук:

- В 1996 году, когда в качестве символа Югры этот герб был утвержден, было время, когда мало кого интересовали законы геральдики. Очень много нарушений, очень много неточностей, очень много нелепых символов, которые присутствуют на гербе Югры. Во-первых, венок из листьев, который олицетворяет то, что субъект является не самостоятельным. Заячьи уши – символ, не отвечающий положению и статусу Югры. Специалисты, при анализе герба, еще в то время сделали заключение, что нельзя использовать цвет Андреевской ленты, голубой цвет, который опоясывает листья венка. Также одним из замечаний геральдического совета стало то, что герб ХМАО не может быть внесен в реестр государственных символов субъектов РФ, так как на ленте указано название субъекта.


- Интересно, а кто проектирует и рисует гербы? Это какие-то специально обученные люди?

Дарья Грибова, Сургут.

Дмитрий Филипчук:

- Если говорить про историю российского герба, начиняя со времен Ивана III, были созданы специальные комиссии, куда первоначально приглашались специалисты из западной Европы, которые рисовали. Сейчас есть геральдический совет, который обращается за помощью к художникам. Часто проводятся конкурсы на эскиз герба, и любой может заявиться, главное знать все тонкости.


- В новом гербе присутствует изображение короны. Оправдано ли оно?

Илья Мигунов, Ханты-Мансийск.

Дмитрий Филипчук:

- По правилам геральдики, наличие короны – это показатель самостоятельности государственного суверенитета. Так что, этот элемент вполне оправдан.


- На предыдущем гербе изображен стерх, теперь его заменили на глухаря. Какая из птиц наиболее «достойна»?

Виктор Силин, Сургут.

Дмитрий Филипчук:

- Разработчики герба считают, что глухарь более соответствует характеру Югры. Но стерх символизировал направленность в будущее, здесь более приземлено. Держимся на земле, уходим корнями в историю.

Комментарии